
19 мая 2023 года в Казане состоялся XIV Международный экономический форум на тему «Россия – исламский мир: KazanForum», который является главной площадкой для экономического сотрудничество между Российской Федерацией и странами исламского мира.
Первый Международный экономический форум России и стран-участниц Организация исламского сотрудничества (ОИС) состоялся в 2009 году, создав ведущую международную площадку для обсуждения вопросов сотрудничества и реализации совместных проектов.
Основной целью форума является разработка рекомендаций по определению стратегических перспектив развитие международных экономических, научно-технических, социальных и культурных связей между участниками Форума, содействие укреплению отношений между участниками бизнеса Российской Федерации, СНГ и стран Организация исламского сотрудничества, привлечение ведущих мировых экспертов к совместному обсуждению актуальных экономических и политических вопросов, разработка рекомендаций и законодательных инициатив, направленных на решение проблем в функционировании институтов исламской финансовой системы и экономики РФ, организация обмена опытом успешных практик внедрения финансовых проектов и привлечение прямых иностранных инвестиций в экономику.
В рамках Форума Торгово-промышленной палатой Российской Федерации организована Международная научно-практическая конференция на тему «Юридическое сопровождение ВЭД – лучшие практики в области коммерческого арбитража».
Международный коммерческий арбитражный суд при Торгово-промышленной палате Российской Федерации (МКАС) – ведущее в России постоянно действующее арбитражное учреждение, администрирующее преимущественно международный коммерческий арбитраж, правопреемник Внешнеторговой арбитражной комиссии, образованной при Всесоюзной торговой палате в 1932 году.
Экономическая переориентация России на страны Азии с целью улучшения сбалансированности внешней торговли привела к расширению хозяйственных связей между российскими предприятиями и компаниями стран исламскою мира, что требует наличия эффективного механизма разрешения возможных споров в сфере внешнеэкономической деятельности. Практика показывает, что наиболее востребованным способом разрешения таких с поров является арбитраж.
В работе конференции приняли участие российские и зарубежные специалисты в сфере международного коммерческого арбитража, представители органов законодательной, исполнительной и судебной власти, юридического сообщества и бизнес-структур, такие как Вице-президент ТПП РФ, член Президиума МКАС при ТПП РФ, доктор юридических наук В. Чубаров, исполняющий обязанности председателя Международного коммерческою арбитражного суда при Торгово-промышленной палате Российской Федерации И.Зыкин, арбитр Международного коммерческого арбитражного суда при ТПП РУз, доктор юридических наук, профессор Ф. Отахонов, председатель Международного третейского суда при Торгово-промышленной палате Киргизии Ш.Майчиев, директор правовой службы АО «ДОМ.РФ» А.Пацев и другие.
В своем докладе по теме «Особенности развития законодательства Узбекистана в области коммерческого арбитража» Фозилжон Отахонов подробно расказал о этапах создания международного коммерческого арбитража в Узбекистане. Особо отметил, что первым шагом любого государства для интеграции в глобальную арбитражную систему является соблюдение основных международных соглашении и членство в международных институтах, независимо от идеологических и политических предпочтений. В связи с этим в нашей стране проводится целенаправленная и поэтапная работа по присоединению к международным соглашениям в этой сфере.
В частности, Узбекистан еше 7 мая 1993 года в целях стимулирования внешнеэкономической деятельности, обеспечения международно-признанных гарантий и зашиты иностранных инвесторов присоединился к Конвенции о порядке разрешения инвестиционных споров между государствами и иностранными лицами (Вашингтон, 1965), а 22 декабря 1995 года к Нью-Йоркской Конвенции о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений от 10 июня 1958 года.
Нью-Йоркская конвенция пользуется большим признанием, в ней участвуют 172 государства. Она применяется к арбитражным решениям, вынесенным арбитражами на территории государства, отличного от государства, где испрашивается признание и приведение в исполнение.
Статья III Нью-Йоркской конвенции налагает на всех государств-участников обязательство признавать и приводить в исполнение арбитражные решения.
Также, вторым шагом становления арбитражного (третейского) разбирательства в Узбекистане стало принятие в 2006 году Закона Республики Узбекистан «О третейских судах» и создание 2011 году Международного коммерческого арбитражного (третейского) суда при Торгово-промышленной палате Республики Узбекистан (МКАС), который начал рассматривать и разрешать споры, возникающие из внешнеторговых контрактов.
В этом направлении является определение механизма признания и приведения в исполнение решений иностранных судов и арбитражей в Гражданском процессуальном кодексе и Экономическом процессуальном кодексе Республики Узбекистан в 2018 году, а также принятие ряд нормативно-правовых актов по созданию правовых основ международного коммерческого арбитража.
Третьим шагом была принятие 16 февраля 2021 года Закон Республики Узбекистан «О международном коммерческом арбитраже».
Торгово-промышленной палатой Узбекистана был подготовлен проект Закона Республики Узбекистан «О международном коммерческом арбитраже» на основе Типового закона ЮНСИТРАЛ - (Комиссии ООН по праву международной торговли) о международном торговом арбитраже (для сведения – 87 государств (в.т.ч., Узбекистан) мира з20 законов) приняли свои законы именно руководствуясь данным Типовым законом'), а также с учетом мировой практики в области арбитражного разбирательства.
16 мая 2022 года принят Закон Республики Узбекистан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с принятием Закона Республики Узбекистан «О международном коммерческом арбитраже», которым внесены изменения и дополнения в Экономический процессуальный кодекс Республики Узбекистан и Закон Республики Узбекистан «О государственной пошлине»
В докладе он отметил что, принятие закона и нормальное функционирование международного коммерческого арбитража позволило:
во первых – развитию института арбитража разбирательства в Узбекистане как одного из важнейших институтов гражданского общества, осуществляющего публично значимые функции и являющегося альтернативным способом разрешения споров;
во вторых - создать необходимые правовые условия для защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательства в области внешнеэкономической деятельности и иностранных инвесторов:
в третьих – обеспечить сокращение сроков, издержек субъектов предпринимательства и иностранных инвесторов при рассмотрении споров., вытекающих из внешнеэкономических сделок:
в четвертых – обеспечит повышение репутации страны в регионе в рассмотрении спорных вопросов в международных сделках:
в пятых – гармоничному развитию торговых отношений, улучшению деловой среды и повышению инвестиционной привлекательности Узбекистана:
в шестых – наращиванию потенциала национальных талантливых молодых специалистов в сфере международного коммерческого арбитража для защиты прав и законных интересов Узбекистана на международной арене;
в седьмых – становлению Международного коммерческого арбитражного суда при ТПП Узбекистана как регионального центра по вопросам разрешения споров с участием стран Центральной Азии.
На конференции обсуждались опыт деятельности Международного коммерческого арбитражного суда при ТПП Российской Федерации, арбитражных учреждений стран исламского мира, государств Азиатско-Тихоокеанского региона по разрешению международных коммерческих споров, вопросы взаимодействия и сотрудничества в этой сфере.
По итогам международной конференции были выработаны соответствующие предложения и рекомендации.