Тел: +998-91) 190-00-76
Email: info@mediator.uz
Рабочее время: 09:00 - 18:00

Перспективы развития международного арбитража и третейских судов в Узбекистане

Перспективы развития международного арбитража и третейских судов в Узбекистане
  • 13-ноя-2021, 17:47
  • nazarbek
  • 1 162
  • 0


 «Международный арбитраж и судебное разбирательство при разрешении международных инвестиционных споров на примере Республики Узбекистан»

 

В экономических соглашениях государств, возможность обращения к международному арбитражу или к судебному разбирательству предусматривается часто. В то же время, в международном праве, еще нет общепринятого понятия «международный арбитраж», как средство урегулирования спора. Что же предоставляет собой арбитражное разбирательство тогда? Существует два основных вида арбитражного урегулирования. 

Первое, это разбирательство, создаваемое по конкретному спору. Возникает тогда, когда участники добровольно и на основаниях взаимности избирают арбитра или арбитражную комиссию и соглашаются с его решениями. Подобная практика еще часто именуется как «ad hoc» или изолированный арбитраж, так как носит временный характер. То есть, учреждается после возникновения спора по определённому конкретному вопросу и по специальному соглашению сторон. А после выполнения своих функций, прекращает свое существование. 

Второй вид, это урегулирование, предусматриваемое в международных договорах для разрешения споров, могущих возникнуть при их исполнении. Следовательно, все же понятие как «международный арбитраж» имеет место быть и является одним из способов мирного разрешения спора, когда его участники добровольно и на основах взаимности избирают арбитра или арбитражную комиссию и соглашаются с его решениями. 

В то же время, внутреннее законодательство же использует термин «третейские суды», под которыми понимается негосударственный орган, разрешающий споры, вытекающие из гражданских правоотношений, в том числе экономические споры, возникающие между субъектами предпринимательства. Из этого видно, что арбитражное разбирательство имеет одновременно как договорный характер, так и судебный. То есть, когда соглашение сторон может быть зафиксировано в виде отдельного арбитражного соглашения после возникновения спора, или в виде арбитражной оговорки в первоначальном договоре, мы можем говорить о договорном характере. 

А в случаи, когда арбитр, будучи «частным судьей» избранным сторонами или назначенным в соответствии с арбитражным соглашением, должен подходить к делу, так же как и судья государственного уровня, мы можем говорить о судебном характере арбитража. 

 

Арбитражное урегулирование в случаях возникновения споров, содержится во многих многосторонних и двусторонних экономических соглашениях. Например, Устав Международного союза электросвязи от 22 декабря 1992 года. В соответствии со статьей 56, которой стороны имеют право при возникновении споров по толкованию или применению Устава, разрешать споры способами по взаимному согласованию. И в случаи не применения соответствующих процедур, любой член Устава, может поставить спор на арбитраж. Примером же применения арбитража в двухсторонних соглашениях, может послужить договор, заключенный между Республикой Узбекистан и Бельгийско-Люксембургским Экономическим Союзом о взаимном поощрении и защите инвестиций от 16 апреля 1998 года. В данном договоре, предусматривается передача спора арбитражному суду, создаваемому в каждом отдельном случае (арбитраж ad hoc) о котором было упомянуто ранее. Соглашение оговаривает также, процедуру назначения арбитров, где каждая из сторон назначает по одному арбитру в течении двухмесячного периода. Избранные арбитры по взаимному согласию гражданина третьего государства, согласуют вопрос о председателе арбитражного суда. В большинстве случаях, арбитражный суд устанавливает свои правила процедуры и выносит свои решения большинством голосов, решения которых, являются окончательными и обязательными для сторон в таких случаях. Аналогичные положения о применении арбитражного рассмотрения споров содержатся и в других договорах о поощрении и защите инвестиций, заключенных Республикой Узбекистан. Ведь на сегодняшний день, солидные объёмы инвестиционных проектов, являются показателем окрепшей экономики страны. И в этом плане в Республике Узбекистан, в период 2015-2016 года планируется освоить иностранные инвестиции в объеме 3,534 млрд. долларов США по 156 инвестиционным проектам. Это было предусмотрено инвестиционной программой, утвержденной постановлением Президента Республики Узбекистан. Такой объем финансирования, является успешным показателем эффективного экономического управления. Но для реализации большинства проектов, инвесторам все, же нужно чувствовать уверенность в защите своих вложений. А это означает, что активы необходимо привлечь, освоить и эффективно управлять ими. В этом плане, в Республики Узбекистан есть законодательная основа инвестиционной деятельности и защиты прав иностранных инвесторов и их инвестиций. К примеру, заключены двусторонние соглашения более чем с 30 государствами. Кроме того, подписаны соглашения с различными иностранными инвесторами, которые уже предусматривают разрешение споров посредством арбитража. Примером может служить, статья 10 Закона Республики Узбекистан «О гарантиях и мерах защиты прав иностранных инвесторов» в котором указывается, что споры, касающиеся иностранных инвестиций, могут быть разрешены посредством арбитража в соответствии с правилами и процедурой, установленной международными договорами о разрешении инвестиционных споров, участником которых является Узбекистан. Похожие нормы также содержаться в ряде нормативно-правовых актов Республики Узбекистан, таких как: Хозяйственный процессуальный кодекс, Законы Республики Узбекистан «О договорно-правовой базе деятельности хозяйствующих субъектов» «О третейских судах» и в других. Кроме того, значение международного арбитража, отмечено в ряде международных документов регионального и универсального характера, связанных с внешней торговлей и разрешением экономических споров. Например: с 6 мая 1993 года, Соглашение «О порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности» от 1992 года; с 22 декабря 1995 года Стокгольмская конвенция «По примирению и арбитражу в рамках СБСЕ» от 1992 года; с 22 декабря 1995 года Нью-Йоркская конвенция «О признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений» от 1958 года, участником которых является Республика Узбекистан. Также, в 1992 году Верховном Советом Республики Узбекистан, был принят Закон о присоединении Республики Узбекистан к Вашингтонской конвенции о порядке разрешения инвестиционных споров между государствами и иностранными лицами от 18 марта 1965 года. Кроме того, Узбекистан подписал Соглашение о порядке разрешения в рамках СНГ споров, связанных с хозяйственной деятельности от 20 марта 1992 года и ратифицировал Европейскую конвенцию о внешнеторговом арбитраже.

Знаковым событием стало же принятие в 2006 году Закона Республики Узбекистан «О третейских судах». С его введением существенно выросло количество заключаемых хозяйственными субъектами договоров, содержащих третейскую оговорку. В настоящее время в Республике действуют порядка 140 третейских судов при Ассоциации третейских судов и 15 – при Торгово-промышленной палате. Закон «О третейских судах» направлен на урегулирование споров, вытекающих из гражданских правоотношений, в том числе хозяйственных споров, возникающих между субъектами предпринимательства, на основании законодательства Республики Узбекистан. Но при этом, Закон не предусматривает возможности разрешения споров, в которых одной из сторон выступает нерезидент Республики – иностранное предприятие или инвестор. Помимо этого, в качестве третейских судей не могут привлекаться юристы-нерезиденты. Таким образом, этот Закон не может удовлетворить потребности субъектов предпринимательства, вовлеченных в международные торгово-экономические или инвестиционные отношения. Следовательно, даже эти Законы и соглашения, лишь частично определяют вопросы передачи спора на разрешение арбитражному суду, признание и исполнение иностранных арбитражных решений и третейского разрешения споров в Узбекистане между резидентами. Ведь практика показывает, что в ходе реализации инвестиционных процессов между двумя заключившими соглашение государствами или между государством и конкретными иностранными инвесторами тоже могут возникать споры. Также и между самими участниками инвестиционных отношений – физическими и юридическими лицами. Подобные споры требуют справедливого, оперативного и конечно же эффективного разрешения.

Подобное урегулирование, может осуществляться по общепринятой международной практике, то есть путем переговоров заинтересованных сторон в национальных экономических судах, а также в третейских, национальных и международных арбитражных судах. Но проблема, в том, что субъекты предпринимательства зарубежных государств, имеющие экономические отношения с субъектами предпринимательства Республики Узбекистан, а также иностранные инвесторы, учитывая международную практику, предпочитают разрешать экономические споры в международных арбитражных судах, нежели чем в государственной судебной системе. Следовательно, в виду отсутствия в Узбекистане арбитражного суда и соответствующего законодательства, в договорах, заключаемых с иностранными партнерами, в большинстве случаев предусматривается, что все споры будут разрешаться арбитражными судами, находящимися в других государствах. Следует при этом отметить, что задача обеспечения и защиты, экономических интересов Республики Узбекистан за рубежом возложена на Министерство юстиции Республики Узбекистан. То есть, в соответствии с пп.8.11 п.2 Положения о Министерстве юстиции Республики Узбекистан, утвержденного Постановлением Президента РУз от 23.08.2011 г. № 1602, одной из задач Министерства является «Представительство в судах для рассмотрения споров, одной из сторон которых является Республика Узбекистан».  То есть Министерство юстиции Республики Узбекистан, участвует в судах в целях защиты интересов, где одной из сторон является государство (Республика Узбекистан). Но, для отечественных предпринимателей, обеспечение должного присутствия в арбитраже на территории других стран, может порождать сложности. Так как, немало споров было проиграно именно по причине того, что узбекские предприниматели не имели возможности принять участие в рассмотрении спора. Потому что разрешение таких споров связано с большими затратами, как транспортные расходы на проезд в государство, где находится арбитражный суд, услуги квалифицированных адвокатов, переводчиков и другие. Также важно учесть тот факт, что если даже же средства в иностранной валюте у предпринимателя есть на расходы, то они всегда остаются в зарубежном государстве, что серьезно влияет на финансовое положение отечественных субъектов предпринимательства.

В связи с этим, одним из эффективных решений может быть принятие закона Республики Узбекистан «О международном коммерческом арбитражном суде» и создание в Республике международного арбитражного суда. Так как, развитие системы независимых третейских судов и международного арбитражного суда позволит поднять уровень рассмотрения дел до международных стандартов и даст предпринимателям возможность быстро и квалифицированно решать правовые проблемы по защите своих прав и интересов. Ведь, решение споров на территории Узбекистана может стать более экономичным и удобным, а соответственно доступным для отечественных субъектов предпринимательства. И теперь, если рассматривать аргументы в пользу арбитражных судов в этом вопросе, то можно выделить несколько существенных преимуществ. Например, во-первых, арбитражный суд, созданный в Республики Узбекистан, будет доступнее и экономичнее для отечественных предпринимателей, так как не будет необходимости нести расходы, связанные с проездом, оплатой услуг адвокатов, переводчиков и другие. Во-вторых, при рассматривании спора, арбитражный суд предусматривает только одну инстанцию, и вынесенное им решение является окончательным и подлежит обязательному исполнению, в то время как, в хозяйственном суде процесс должен пройти три инстанции, включая апелляцию и надзор.

Кроме того, это позволит разгрузить чрезвычайно загруженные в настоящее время экномические суды. Ведь, возрастание нагрузки на судей приводит к уменьшению времени, отводимого на каждое дело, в связи, с чем станет легче обеспечивать необходимое качество рассмотрения дел также в экономических судах. В третьих, еще одним аргументом в пользу создания арбитражного суда в Республики Узбекистан, является то что, в хозяйственном суде разрешение споров осуществляют судьи, назначенные государством. При арбитражном разбирательстве у сторон спора есть возможность выбора, как уже было подмечено ранее. И из предложенного им списка, в котором будут не только юристы, но и представители других специальностей, то есть эксперты различных отраслей, стороны могут сами выбрать арбитров, которые смогут более компетентно разобраться в существе экономического спора. Важно также подчеркнуть тот факт, что в арбитражных судах обеспечивается конфиденциальность разбирательства, что является важным для сохранения дальнейших отношений сторон. Разработка проекта закона «О международном коммерческом арбитраже» предусмотрена пунктом 11 Перечня проектов новых законов, подлежащих разработке, а также проектов изменений и дополнений в действующие законы в сфере дальнейшего углубления демократических рыночных реформ и либерализации экономики, утвержденного Распоряжением Президента от 14.01.2011 г. N Р-3557. Эта работа осуществляется ТПП совместно с МВЭСИТ и Мин­юстом при содействии Программы развития ООН на сегодняшний день. При этом, важно заметить что Проект закона Республики Узбекистан «О международном коммерческом арбитраже» полагается что разработан с учетом мировой практики то есть соответствует нормам Типового закона ЮНСИТРАЛ о международном торговом арбитраже, разработанного и принятого комиссией ООН по праву международной торговли. Этот Закон, как заявлено в некоторых источниках, отражает все основные моменты в развитии современного международного коммерческого арбитража и т. е. принципы и начала, на которых зиждется современный подход к международному арбитражу. Следовательно, из вышеперечисленных преимуществ и рекомендаций, можно прийти к тому выводу, что создание в стране арбитражного суда укрепит взаимное доверие узбекских и иностранных участников экономических отношений. Ведь арбитражные суды реально могут эффективно содействовать достижению сторонами мирового соглашения. Так же как было подмечено ранее, могут способствовать значительному ускорению и удешевлению урегулирования экономических споров, возникающих между субъектами предпринимательства Республики Узбекистан и их зарубежными партнерами. Удобность, своевременность и главное конфиденциальность, позволит сторонам спора сохранять хорошие деловые отношения. Следовательно, может способствовать дальнейшему развитию рыночной инфраструктуры и стать эффективным механизмом формирование благоприятной инвестиционной среды.

 

 



«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930