Тел: +998-91) 190-00-76
Email: info@mediator.uz
Рабочее время: 09:00 - 18:00

Ф.Отахонов. Правовые основы признания и приведения в исполнение иностранных арбитражных решений в Узбекистане

Ф.Отахонов. Правовые основы признания и приведения в исполнение иностранных арбитражных решений в Узбекистане
  • 13-ноя-2021, 17:41
  • nazarbek
  • 889
  • 0


Фозилжон ОТАХОНОВ,

председатель Международного коммерческого арбитражного (третейского) суда при Торгово-промышленной палате Республики Узбекистан, доктор юридических наук, доц.


Ассалому алайкум,

 

Добрый день,

 

Уважаемые участники международной конференции!

 

Позвольте выразить искреннюю благодарность организаторам конференции, посвященной 60-летию Конвенции ООН о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений 1958 г (Нью-Йоркской Конвенции), за предоставленную мне возможность выступить с докладом на благодатной кыргызской земле – в городе Бишкеке.

 

Ползуясь случаем я хотел бы обратить внимание на историческое значение Нью-Йоркской Конвенции, а также вкратце проинформировать Вас о правовых основах признания и приведения в исполнение иностранных арбитражных решений  в Узбекистане. 

 

О Нью-Йоркской Конвенции 1958 года

Со времени вступления в силу Нью-Йоркской Конвенции 1958 года                      «О признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений» (далее - Конвенция) прошло шестьдесят лет. В настоящее время в ней участвует 159 государств мира, и количество дел, рассматриваемых международными арбитражными (третейскими) судами, увеличивается год от года.

Конвенция представляет собой не первую попытку закрепления в международном договоре правил, направленных на разрешение коммерческих споров, осложненных иностранным элементом. У нее были предшественники. Прежде всего, это Женевский Протокол 1923 года об арбитражных оговорках. У этого Протокола были две цели: выделить арбитраж с участием сторон, относящихся к различным странам, из числа обыкновенных споров, рассматриваемых национальными судами, и обеспечить исполнение соответствующих арбитражных решений на территории государств, где они были вынесены. Участниками этого Протокола были 13 европейских стран, Бразилия. Индия, Япония, Таиланд и Новая Зеландия,

В связи с расширением международной торговли вскоре после принятия Протокола возникла необходимость в дальнейшем развитии механизмов международного арбитража. Уже в 1927 году под эгидой Лиги Наций была согласована и подписана Женевская Конвенция об исполнении иностранных арбитражных решений. Основной ее целью была расширить применение Женевского Протокола 1923 года и обеспечить приведение в исполнение арбитражных решений, вынесенных по спорам, охваченным этим Протоколом, за пределами государств, на чьей территории выносились соответствующие решения. 

Однако положения Женевских Протокола и Конвенции в недостаточной степени соответствовали требованиям международного коммерческого оборота, получившего бурное развитие после Второй мировой войны. В 1953 году Международная Торговая Палата (ICC) подготовила проект конвенции о признании и приведении в исполнение международных арбитражных решений, и направила его на рассмотрение в Экономический и Социальный Совет ООН (ЭКОСОС/ECOSOC). Однако этот проект показался слишком радикальным, и ЭКОСОС в 1955 году преобразовал его в проект конвенции о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений и вынес его на рассмотрение Конференции, которая состоялась в 1958 году в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке.

Эта историческая Конференция проделала поистине титаническую работу. Из множества предложений и пожеланий она смогла отобрать и согласовать именно те, которые позволили Конвенции сделать радикальный шаг вперед по сравнению с положениями Женевских Протокола 1923 года и Конвенции 1927 года. Прежде всего. Конференция отказалась от архаичного принципа "двойной экзекватуры", значительно удлинявшего и усложнявшего приведение в исполнение арбитражного решения. Кроме того, ей удалось сформулировать исчерпывающий перечень оснований, по которым в признании и приведении в исполнение иностранного арбитражного решения может быть отказано судом государства, на чьей территории испрашивается такое признание и приведение в исполнение. Наконец, Конференция сумела соединить в едином документе правила и о форме арбитражного соглашения, и об исполнении решений иностранных арбитражей, которые первоначально планировалось закрепить в двух параллельных документах, по образцу Женевских Протокола 1923 года и Конвенции 1927 года.

С момента принятия Конвенции мировая практика ее применения, отслеживаемая многочисленными специальными изданиями (прежде всего - изданиями International Council for Commercial Arbitration), выработала устоявшиеся подходы к толкованию ее положений, в развитых странах Запада сложились достаточно единообразные правила применения правовых механизмов, регламентированных Конвенцией, причем эта практика продолжает развиваться и совершенствоваться. В развитие Конвенции приняты международные договоры (прежде всего - Европейская Конвенция 1961 года «О внешнеторговом арбитраже" и рекомендован к принятию национальными правовыми системами Типовой закон ЮНСИТРАЛ 1985 года "О международном коммерческом арбитраже". Эти акты еще больше расширили применение института международного коммерческого арбитража при рассмотрении споров, осложненных иностранным элементом, регламентировали порядок приведения в исполнение международных арбитражных решений в государстве, на чьей территории они были вынесены, и пошли ещё дальше по пути ограничения пределов вмешательства государственных судов в спор, уже разрешенный или предполагающийся к разрешению международным арбитражем.

Механизмы, предусмотренные Конвенцией - такие, как: 1)обязательность арбитражного соглашения, 2) ограничение пределов вмешательства государственных судов в спор, в отношении которого существует арбитражное соглашение, 3) закрепление исчерпывающего перечня документов, необходимых для признания и приведения в исполнение иностранных арбитражных решений, 4) исчерпывающего перечня оснований для отказа в признании и приведении в исполнение таких решений, 5) принцип отказа от «двойной экзекватуры» - также получили широкое признание и воплощение в различных национальных законодательных актах, принятых после Конвенции во многих странах. 

Более того, механизмы, предусмотренные Конвенцией для исполнения решений иностранных арбитражей по делам, осложненным иностранным элементом, стали основой для развития национального законодательства, регламентирующего приведение в исполнение решений внутренних третейских судов. Наконец, механизмы международного арбитража, предназначенные для разрешения споров между частными лицами, разработанные на основе норм Конвенции, в настоящее время все чаще используются для разрешения споров с участием субъектов публичного права, в том числе суверенных государств и их правительств.

В связи с огромным количеством государств, участвующих в Конвенции, в настоящее время представляется нецелесообразным и даже практически неосуществимым внесение каких-либо изменений или поправок в ее текст - это привело бы к параллельному действию нескольких текстов Конвенции и возникновению различных категорий стран-участниц, что могло бы породить хаос в международном коммерческом обороте. По указанным причинам особое значение придается в настоящее время единообразию применения законодательных актов, принятых в развитие Конвенции, и единообразию толкования терминов, использованных в Конвенции, а также единообразию практики ее применения судами различным государств и арбитрами, рассматривающими споры, решения по которым относятся к сфере применения Конвенции. Только такими средствами можно обеспечить последовательную реализацию на практике норм Конвенции во всех участвующих в ней странах.

 

Создание правовых основ признания и приведения в исполнение иностранных арбитражных решений

 

За годы независимости в Узбекистане последовательно реализуются меры, направленные на создание максимально благоприятных условий для ускоренного развития малого бизнеса и частного предпринимательства, дальнейшее укрепление правовых механизмов защиты и гарантий неприкосновенности частной собственности, улучшения инвестиционного климата и деловой среды. 

Приоритетным направлением деятельности для государств, заинтересованных в привлечении иностранных инвестиций, в том числе прямых, является создание комфортной правовой среды, совершенствование законов и практики их применения. Одним из важнейших объектов приложения такой позитивной деятельности государства должна быть создание правовых основ признания и приведения в исполнение иностранных арбитражных решений.

Первым и основным шагом любого государства для интеграции в гло­бальную арбитражную систему является соблюдение основных международ­ных соглашений и членство в международ­ных институтах, независимо от идеологических и политических предпочте­ний. В связи с этим в Узбекистане проводится целенаправленная и поэтапная работа по присоединению к международным соглашениям в этой сфере. В частности, Узбекистан еще                       7 мая 1993 года в целях стимулирования внешнеэкономической деятельности, обеспечения международно-признанных гарантий и защиты иностранных инвесторов в Республике Узбекистан присоединился к Конвенции о порядке разрешения инвестиционных споров между государствами и иностранными лицами (Вашингтон, 1965),  а 22 декабря 1995 года Олий Мажлисом Республики Узбекистан (парламентом страны) было принято постановление «О присоединении к Нью-Йоркской конвенции о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений от 10 июня 1958 года».

Следующим шагом логично предположить принятие на основе Нью-Йоркской конвенции нормативно-правовых актов о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений.

В этом направлении принимались следующие меры: 

Первое. В Гражданский процессуальный кодекс (утвержденный Законом Республики Узбекистан от 22 января 2018 года № ЗРУ-460) и Экономический процессуальный кодекс (утвержденный Законом Республики Узбекистан от 24 января 2018 года № ЗРУ-461), которые вступили силу с 1 апреля 2018 года включена отдельная глава о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и арбитражей.   

Второе. 5 ноября 2018 года принято постановление Президента Республики Узбекистан №ПП-4001 «О создании Ташкентского международного арбитражного центра (TIAC) при Торгово-промышленной палате Республики Узбекистан». 

Третье. Подготовлен проект Закона Республики Узбекистан                                   «О международном коммерческом арбитраже» на основе Типового закона ЮНСИТРАЛ о международном торговом арбитраже (для сведения - 80 государств мира- 111 законов  приняли свои законы именно руководствуясь данным Типовым законом).

Четвертое. В Законе Республики Узбекистан «Об исполнении судебных актов и актов иных органов» предусмотрена специальная статья, регулирующая порядок исполнения решений иностранных судов и арбитражей.

 

Порядок признания и приведения в исполнение решений иностранных арбитражных решений  

 

В главе 33 Экономического процессуального кодекса Республики Узбекистан (далее – ЭПК) закреплены нормы, регулирующие производство по делам о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и арбитражей. 

В частности в ней определяется порядок признания и исполнения решений, принятых по спорам между участниками внешнеэкономической деятельности, т.е. субъектов, находящихся в разных государствах. В данном случае узбекская компания фигурирует в качестве должника, а иностранная компания – взыскатель намерена исполнить его в Узбекистане.

Прописанный в ЭПК порядок имеет ряд особенностей и действует при определенных условиях.

 Во-первых, решения иностранных судов (под иностранным судом понимается компетентный иностранный государственный орган, разрешающий спор между сторонами), и арбитражей (под иностранным арбитражем - иностранная негосударственная организация, действующая на постоянной или временной основе, для разрешения спора между сторонами) признаются и исполняются в Узбекистане, если это предусмотрено соответствующими международными договорами и законодательством нашей страны. Например, государства – участники СНГ взаимно признают и исполняют вступившие в законную силу решения компетентных судов (см. Соглашение о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности). Также взаимно признаются и исполняются арбитражные решения, принятые в странах-участницах Нью-Йоркской Конвенции о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений.

Во-вторых, решение иностранного суда или арбитража может быть предъявлено для признания и приведения в исполнение в течение 3-х лет с даты вступления его в законную силу, если иное не предусмотрено международным договором. Если указанный срок истек или решение еще не вступило в силу – в его признании и приведении в исполнение будет отказано.

В-третьих, соответствующее заявление подается в Экономический суд Республики Каракалпакстан, областей и г. Ташкента по месту нахождения или месту жительства должника (если оно неизвестно – по месту государственной регистрации должника). 

В-четвертых, форма и содержание заявления должны строго соблюдаться, иначе документы вернут заявителю для устранения недостатков. Заявление подается в письменной форме, подписанное заявителем или его представителем. В нем необходимо указать:

  1. наименование экономического суда, в который оно подается;
  2. наименование и место нахождения иностранного суда или арбитража и его состав;
  3. наименования (ФИО) лиц, участвующих в деле, их местонахождение (почтовый адрес) или местожительство;
  4. сведения о решении иностранного суда или арбитража, о признании и приведении в исполнение которых ходатайствует заявитель;
  5. ходатайство заявителя о признании и приведении в исполнение решения иностранного суда или арбитража;
  6. перечень прилагаемых документов. 

 

К заявлению о признании и приведении в исполнение решения иностранного арбитража, если международным договором Республики Узбекистан не предусмотрено иное, прилагаются: 1) решение иностранного арбитража или его копия, заверенные компетентным органом иностранного государства или Республики Узбекистан; 2) подлинное соглашение об арбитражном разбирательстве или его копия, заверенная компетентным органом иностранного государства или Республики Узбекистан; 3) документ о частичном исполнении решения, если оно ранее исполнялось на территории соответствующего иностранного государства; 4) документ, из которого следует, что сторона, против которой принято решение и которая не принимала участие в процессе, была своевременно и в надлежащем порядке извещена о времени и месте рассмотрения дела; 5) доверенность или иной документ, удостоверяющий полномочия представителя; 6) документ, подтверждающий направление должнику копии заявления о признании и приведении в исполнение решения иностранного арбитража; 7) документы, подтверждающие уплату государственной пошлины и почтовых расходов в установленном порядке и размере, если иное не предусмотрено международным договором Республики Узбекистан; 8) заверенный в установленном порядке перевод указанных в пунктах 1-5 документов на государственный язык, если иное не предусмотрено международным договором Республики Узбекистан.

В-пятых, заявление рассматривается в судебном заседании, максимальный срок – 6 месяцев со дня поступления документов в экономический суд. Участники процесса извещаются о времени и месте его проведения, но дело может быть рассмотрено и в их отсутствие. По результатам рассмотрения экономический суд выносит определение и выдает исполнительный лист для осуществления исполнительных действий в установленном порядке.

В-шестых, экономический суд отказывает в признании и приведении в исполнение решения иностранного арбитража по заявлению стороны, против которой оно направлено, если эта сторона представит, доказательства того, что: 

1) стороны арбитражного соглашения были по применимому к ним закону в какой-либо мере недееспособны или арбитражное соглашение недействительно по закону, которому стороны это соглашение подчинили, а при отсутствии такого указания - по закону страны, где решение было вынесено; 

2) сторона, против которой вынесено решение, не была надлежаще уведомлена о назначении арбитра или об арбитражном разбирательстве или по другим причинам не могла представить свои объяснения;

3) арбитражное решение вынесено по спору, не предусмотренному или не подпадающему под условия арбитражного соглашения или арбитражной оговорки в договоре, либо содержит постановления по вопросам, выходящим за пределы арбитражного соглашения или арбитражной оговорки в договоре, за исключением случаев, когда постановления по вопросам, охватываемым арбитражным соглашением либо оговоркой, могут быть отделены от тех, которые не охватываются таким соглашением или оговоркой;

4) состав арбитражного органа или арбитражный процесс не соответствовал соглашению сторон или, при отсутствии такового, не соответствовал закону той страны, где имел место арбитраж; 

5) решение не стало окончательным для сторон или было отменено или приостановлено исполнением компетентным органом государства, где оно было вынесено, либо страны, закон которой применяется;

6) спор был разрешен некомпетентным иностранным арбитражем.

В признании и приведении в исполнение решения иностранного арбитража может быть также отказано, если: 

1) объект спора не может быть предметом арбитражного разбирательства по законодательству Республики Узбекистан; 

2) признание и приведение в исполнение этого решения противоречило или угрожало бы публичному порядку Республики Узбекистан;

3) истек срок давности приведения решения иностранного арбитража к принудительному исполнению.

 

О постановлении Президента Республики Узбекистан от 5 ноября 2018 года №ПП-4001.

 

Данным постановлением дано согласие предложению Торгово-промышленной палаты и Министерства юстиции Республики Узбекистан о создании Ташкентского международного арбитражного центра при Торгово-промышленной палате Республики Узбекистан (далее — Центр) со статусом негосударственной некоммерческой организации, и определены его основные задачи.

Установлено, что: 1) в качестве арбитров в Центре, наряду со специалистами из числа граждан Республики Узбекистан, также могут привлекаться квалифицированные арбитры – граждане иностранных государств; 2) по соглашению сторон при разрешении споров арбитрами Центра может применяться иное право, в том числе иностранного государства; 3) решения арбитров Центра подлежат исполнению на территории Республики Узбекистан в порядке, предусмотренном законодательством для исполнения решений третейских судов, а также международными договорами Республики Узбекистан; 4) переписка и делопроизводство в Центре ведется на узбекском, русском и английском языках; 5) суды оказывают содействие Центру в осуществлении арбитражных разбирательств в части получения, сбора доказательств, принятия мер по обеспечению исполнения решений арбитров Центра в пределах своей компетенции и в порядке, установленном законодательством; 6) арбитры Центра – нерезиденты Республики Узбекистан освобождаются от уплаты налога на доходы физических лиц в части средств, полученных в качестве гонорара за выполнение функций арбитра; 7) для привлечения граждан иностранных государств в качестве арбитров Центра и экспертов, привлекаемых для разрешения споров путем международного арбитража, не требуется получение разрешений на право трудовой деятельности на территории Республики Узбекистан; 8) прием заявлений о рассмотрении спора посредством международного арбитража, а также проведение слушаний и иных процессуальных действий может осуществляться в режиме онлайн с использованием современных информационно-коммуникационных технологий без присутствия арбитров и сторон; 9) представителям сторон, участвующим в разрешении споров посредством международного арбитража в Центре, при пересмотре арбитражных решений в компетентных судах Республики Узбекистан, а также при рассмотрении в установленном порядке каких-либо вопросов по рассматриваемым в Центре арбитражным спорам не требуется наличие лицензии на право занятия адвокатской деятельностью; 10) Центр вправе осуществлять урегулирование споров посредством проведения процедуры медиации и иных альтернативных способов урегулирования споров в порядке, установленном законодательством; 11) средства юридических лиц, направляемые на оплату арбитражных расходов, связанных с рассмотрением спора в Центре, освобождаются от уплаты налога на добавленную стоимость.

Постановлением также поручено: 1) Министерству иностранных дел Республики Узбекистан по заявкам Центра обеспечить оформление въездных виз арбитрам Центра, членам Наблюдательного совета, экспертам, представителям сторон, иным иностранным специалистам, привлекаемым для реализации возложенных на Центр задач без взимания консульских и иных сборов; 2)  Министерству внутренних дел Республики Узбекистан по заявкам Центра обеспечить в установленном порядке продление виз, а также выдачу и продление временной прописки по месту временного проживания арбитрам Центра, членам Наблюдательного совета, экспертам, представителям сторон, иным иностранным специалистам и членам их семей, привлекаемым для реализации возложенных на Центр задач, без взимания государственной пошлины.

 

Актуальные вопросы по укреплению сотрудничества в сфере признания и приведения в исполнение арбитражных решений.

Было бы целесообразно укрепить сотрудничества в сфере признания и приведения в исполнение арбитражных решений  путем:

а) установления постоянных контактов в целях обмена опытом по актуальным вопросам признания и приведения в исполнение арбитражных решений;

б) проведения совместных мероприятий (конференции и семинаров) по актуальным проблемам признания и приведения в исполнение арбитражных решений;

в) совместного издания методических пособий и буклетов о порядке признания и приведения в исполнение арбитражных решений  с учетом специфики национального законодательства;

г) размещения в веб-сайтах статьи и обзоры законодателства зарубежных стран по вопросам признания и приведения в исполнение арбитражных решений. 

 

Уважаемые участники конференции!

 

В заключении своего выступления, позвольте еще раз поблагодарить организаторов за чрезвычайно полезное и необходимое мероприятие. 

Благодарю за внимание!



«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930